Летняя ловля леща. Лещ летом

Едва начинается лето, берега и острова наших рек покрываются палатками «дикарей». Не хочет наш народ ехать в Ниццу — своя природа нам дороже! Большая часть моих знакомых предпочтет привычный «дикий» отдых любому цивилизованному курорту, даже если им за это доплатить. Что может сравниться с рассветом на реке, густой пеленой утреннего тумана или теплым июльским дождем?

Однако такой всенародный подход к отдыху создает и определенные неудобства — приезжаешь на реку, а стать некуда! Везде палатки, жены, тещи, дети, собаки и пруты, пруты, пруты… С помощью этих прутов народ между отдыхом ловит потихоньку леща. Так себе, не особо напрягаясь и радостно встречая упоительный звонок бронзового колокольчика или звук трещотки «Невской» катушки. Большая часть рыболовов хорошо знает, что лещ — крупная плоская рыба с невероятно вкусными жареными ребрышками, за которые, как сказал один мой товарищ, «можно и Родину продать». Я лично леща до такой степени не люблю, поэтому специально (до определенного времени) не ловил. Начал уделять ему внимание в тот период, когда после глобального дефицита круп (когда все хапуги нахватали их мешками и тоннами про запас) прошло пару лет. За эти пару лет в мешках с горохом, гречкой, пшеном и всем, что было поставлено в кладовые граждан, завелась масса жучков и моли, приведших запасы в закромах в непригодное к употреблению состояние. Когда мне сдали первый мешок круп со словами: «Ты, мол, ездишь на рыбалку, скормишь рыбе», — я обрадовался.

Рыболовы, помнящие то время, подтвердят, каких усилий стоило найти килограмм пшена, а тем более — панировочных сухарей! Когда же «бакалейными подарками» заполнился весь балкон, жена заявила: «Либо я, либо твои термитники с жуками!» Поскольку я выбрал жену, то крупы пришлось вывозить. Как раз и случай подвернулся — выдалась свободная неделька, а товарищ с машиной не отказался десантировать меня на реку. Следующим утром с двумя мешками прикормки в виде невероятной смеси всевозможных круп, резиновой лодкой и эскортом из туч озверевшей моли мы выехали из Киева. По дороге на стройке в районе санатория «Жовтень» аккуратненько набрали два мешка глины… Так сложилось, что я ужасно люблю рыбачить на островах, но с таким количеством корма…

Переправляться через Днепр пришлось в три приема. Еще не разбив лагерь, в самом большом котелке (аж 3 литра!) поставил варить горох. Спокойно установил палатку, разобрал снасти. Несложный математический подсчет показал, что с такой пропускной способностью котелка мне, чтобы сварить всю кашу, придется сидеть на острове если не до пенсии, то, во всяком случае, до осени… Принимаю радикальное решение — отсыпав немного пшенной крупы, замачиваю все остальные крупы прямо в мешках, опустив в реку. В этих местах я рыбачил не один раз и четко знал, что в период с 14 до 17 часов обязательно выхвачу пару-тройку лещей из протоки между островами, чем и обеспечу себе сытный ужин и знаменитые ребрышки. Бывали дни, когда клев был чуть лучше или чуть хуже, но лещ проходил здесь всегда. Собрав два прута, забросил снасти в протоку и к вечеру заработал своего честного «васыля» и одного подлещика.

Собственно меня бы и такой клев устроил, но с невероятным количеством бакалеи нужно что-то делать… Посему, расстелив на берегу пленку, высыпал мешок глины и, усердно работая ногами, вмесил в нее мешок круп, пролежавший в воде пол дня. Тут был и горох, и гречка, и пшено, и перловка — всего не перечислишь… В результате у меня получилось с десяток прикормочных шаров размером… с ведро! Половину тут же вывез на лодке и обработал «глубинными бомбами» участок дна на расстоянии заброса донок. На следующее утро, после такого количества вброшенного корма я, конечно же, рассчитывал поймать очень много и очень крупной рыбы… Но ничего подобного не произошло: лещ подошел, как обычно, после двух часов дня. И хотя я поймал трех хороших (более 2 кг) рыб, все равно расстроился, поскольку теория — «как покормишь — так поймаешь» — не работала. Единственной надеждой на ее состоятельность был тот факт, что последний лещ клюнул намного позже обычного времени прохода стаи. Я решил не сдаваться и снова опустил в то же место пять «глубинных бомб», пролежавших весь день в тени. На третий день утром лещ опять не клевал, но с обеда… вдруг начался аншлаг — поклевки следовали одна за другой! Сначала я перестал забрасывать второй прут. Чуть позже на оставшийся перестал цеплять колокольчик, поскольку время между поклевками составляло не более минуты… Что вам сказать! Адреналином я пропитался, наверное, на всю жизнь и остановился лишь тогда, когда в садке совсем не осталось вакансий. А клев не прекращался! Поклевки продолжались и вечером, и ночью… В результате пришлось извлечь из воды снасть, а чтобы сберечь улов — пол ночи привязывать каждую рыбу на отдельную леску и размещать вдоль берега.

Само собой разумеется, что такого количества рыбы мне было не только не съесть, но и не увезти, а впереди оставалось еще 4 дня рыбалки… Что делать? Ответ нашелся быстро. Достав из воды второй мешок круп, я замесил его, как и предыдущий, а затем скатав шары размером с небольшой арбуз, аккуратно опустил их с лодки на расстоянии заброса удочки. Я перешел на ловлю «болонской» удочкой, хотя и не знал, что в будущем мой «телескоп» с дальним забросом будет называться именно так. Удилище — 4,40, катушка — безынерционная «Дельфин», поплавок — скользящий, леска — 0,25 мм, крючок — №7… Поскольку опарыш к тому времени давно окуклился, пришлось ловить на червя, настроив снасть так, чтобы наживка слегка волочилась по дну. Наверное никогда больше не испытать мне таких ярких эмоций и ощущений, как в те дни, когда бронзовых красавцев можно было таскать на удочку и совершенно не переживать, что вот сейчас ОН сойдет, а потом когда еще такого увидишь… Растягивая остатки корма, я упражнялся в ловле леща на поплавчанку до конца недели и впервые в жизни отпускал пойманную рыбу… с чистым сердцем и ни о чем не жалея!

Так что рыбацкая мудрость: «Как покормишь, так и поймаешь», — очень я вам скажу правильный и тонко подмеченный штрих в портрете «отпускного» леща!